REDEX logo  
На главную страницу рус  укр
Автохимия Redex - Стоит ли промывать систему смазки присадками?

Автохимия Redex - Стоит ли промывать систему смазки присадками?


Версия для печати

Извечный вопрос — мыть или не мыть?
А если мыть, то чем?

Для промывания системы смазки автомобиля используется три категории присадок: быстродействующие, длительного действия и собственно промывочные масла. Присадки первой категории активны, обладают сильной моющей способностью, растворяют отложения различной величины. Присадки второй категории — мягкого действия и хороши при регулярном применении. Третья категория — это жидкие масла, содержащие набор моющих присадок и химических добавок.

Система смазки современного двигателя внутреннего сгорания хоть и является почти совершенной, но, тем не менее, требует к себе повышенного внимания и ухода. И несмотря на применение качественных масел, промывать ее все же необходимо. Возникает извечный вопрос: чем мыть? Но вот проблема: в современном мире обилия различных препаратов автомобильной химии, очень легко заблудиться даже опытному автомобилисту. Попытаемся все-таки разобраться в этом вопросе.

Прежде всего, нужно отметить, что при работе мотора, на стенках системы смазки появляются отложения. Они имеют различную структуру и природу, а также разную консистенцию. При этом эти отложения резко снижают пропускную способность масляных каналов мотора, а также могут привести к закоксовыванию поршневых колец.

То, что масло в двигателе является «главной деталью», согласно известной нам рекламе, знают многие. А вот как следить и правильно обслуживать систему смазки — увы, известно не всем.

Все препараты по уходу за системой смазки можно условно разделить на несколько категорий.

Первая категория - это специальные быстродействующие промывки системы смазки. Так называемые «пятиминутки». Действуют они достаточно просто — их заливают в двигатель перед сменой масла на короткое время: от 5 до 20 минут. После этого производится обычная процедура смены масла. Обычно эти препараты очень активны, обладают сильной моющей способностью, при этом они растворяют отложения различной величины: отслоившиеся частицы шлака и нагара имеют очень большие размеры, что может привести к закупорке жиклеров системы смазки или дренажей плунжерных пар гидрокомпенсаторов.

Вторая категория - это препараты длительного действия. Они заливаются в двигатель за несколько сотен километров до планируемой смены масла. После этого автомобиль работает в своем обычном режиме, и смена масла производится в обычном порядке. Эти препараты очень мягкого действия и, растворяя отложения, образуют очень маленькие частицы, которые не могут повредить мотор, так как величина этих частиц не превышает толщины масляной пленки трущихся поверхностей. Но ожидать хорошей качественной промывки от таких препаратов не стоит. Они хороши только при регулярном применении. И если имеют место отложения большой толщины, то этим препаратам с ними не справиться с первого раза.

И третья категория - собственно промывочные масла. Это жидкие масла, содержащие в своем составе набор моющих присадок и химических добавок. Для использования промывочного масла, из мотора сливают отработавшее свой срок масло и, не меняя масляного фильтра, заполняют систему промывочным маслом. После этого дают мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, без нагрузки. Используя промывочное масло, необходимо помнить, что оно не обеспечивает защиты от износа пар трения. Поэтому ни в коем случае нельзя на нем эксплуатировать двигатель, давать ему повышенную нагрузку или повышать обороты выше холостых.

Помимо всего вышесказанного, необходимо знать, что современное масло, применяемое в двигателе, уже содержит в своем составе моющие компоненты.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ПРОМЫВКИ СИСТЕМЫ СМАЗКИ

Теперь давайте рассмотрим несколько вариантов использования различных препаратов для промывки системы смазки.

  • Новый автомобиль.

Если мы имеем дело с новым автомобилем, то можно использовать любые из выше перечисленных препаратов, только нужно это делать регулярно, при каждой смене масла. Широко распространенное мнение о том, что для промывки системы смазки можно использовать исключительно промывочные масла, не более чем миф. При этом приводятся различные аргументы, по примеру того, что ни одна хозяйка не использует грязную воду для стирки белого белья. С одной стороны, доля истины в этих рассуждениях присутствует. Но только доля. Если производить смену масла регулярно, согласно инструкций и рекомендаций к машине, то можно использовать любые промывочные составы. Ведь отработавшее свой срок масло не перенасыщено различными включениями. Поэтому можно использовать и его, не боясь, что двигатель загрязнится.

Я бы мог перефразировать выражение относительно домохозяек: ведь не обязательно для смены моющего раствора менять посуду — достаточно ее просто ополоснуть водой. Аналогично обстоят дела и с системой смазки. Единственное, о чем необходимо помнить: применяя промывочное масло, его нельзя применять для промывки системы смазки дизелей! Дело в том, что промывочное масло легко вспенивается и может через трубку отсоса картерных газов проникать во впускной коллектор. В таком случае двигатель может пойти «в разнос» — он начинает работать на этом масле, катастрофически набирая обороты. И остановить его совсем не просто!

  • Незнакомый подержанный автомобиль.

Если мы имеем дело с автомобилем, анамнез которого неизвестен, то, действительно, лучше не торопиться и применить промывочное масло. Главный закон в наших действиях при промывке — не навреди. Поэтому лучше слить старое масло и, залив промывочное, дать мотору поработать на холостых оборотах. Если после этой процедуры промывочное масло сильно почернеет, и станет непрозрачным, нужно промывку повторить. Не пытайтесь в таком случае использовать быстродействующие промывки, «пятиминутки». Они могут хорошо отмыть двигатель изнутри, но при этом, даже может наблюдаться полная закупорка фильтра грубой очистки масла — металлический сетки, установленной на маслозаборнике в картере мотора. А уж в этом случае, без разборки мотора не обойтись. Неоднократно мне приходилось видеть последствия подобных процедур — иногда они заканчиваются «малой кровью». Могу привести конкретный пример неправильного подхода к процедуре промывки масляной системы. Есть способ проверки и контроля давления масла в системе при использовании обычного механического манометра. Именно этим методом мне пришлось воспользоваться, рассматривая результат применения промывки. Давление масла на холостых оборотах до промывки -1,5 кгс/см2, а после промывки — 0,6 кгс/cм2. При проведении замеров при частоте вращения 3000 об/мин., давление в системе смазки было 3,5 кгс/см2, а после промывания составило не многим более 2,0 кгс/см2.

После разборки двигателя было проведено измерение биения шеек коленчатого вала, которое показало, что шейки не изношены. Пострадали только сами вкладыши двигателя, и была произведена их замена.

  • Знакомый подержанный автомобиль.

Следующий вариант — это когда мы имеем дело с хорошо известным автомобилем, но у которого мотор, как говорится, уже не «первой молодости». Здесь лучше всего подойдет использование промывочного состава с длительным сроком использования — «долгоиграющая» промывка. Именно такая промывка наиболее безопасна для мотора с большим ресурсом эксплуатации.

К величайшему моему сожалению, достаточно часто приходится иметь дело с моторами, у которых повышенный расход масла на угар происходит в результате так называемого «залегания» маслосъемных колец поршня. И в этом случае, если вовремя не решить проблему, дорогостоящий ремонт с заменой поршней и колец обеспечен. При этой ситуации, симптомы «умирающего» мотора могут развиваться по принципу снежного кома — нагарные отложения на поршнях будут увеличиваться в геометрической прогрессии.

Для «лечения» необходимо сначала попробовать использовать именно «долгоиграющие» промывки. После этого использованное масло слить и, не меняя масляного фильтра, залить промывочное масло, в которое можно добавить быстродействующие «пятиминутки». Обычно, такая процедура помогает обойтись без вскрытия мотора. Хотя если подойти вплотную к рассмотрению самих причин «залегания» маслосъемных колец, то выяснится, что происходит это именно вследствие не соблюдения сроков проведения регламентных работ по смене масла или вследствие применения масла, несоответствующего данному мотору.

Остается напомнить, что поддержание системы смазки в чистоте позволит обеспечить двигателю максимальный срок службы.

Автомир плюс, 2003

Версия для печати